Операторы связи и SaaS: связь неизбежна
Пару лет назад аббревиатура SaaS была для кого-то призраком, для кого-то — мечтой. Но вот модель SaaS довольно явственно вошла в нашу жизнь. Кому судьба положила подружиться с этой бизнес-схемой и зарабатывать на ней деньги? Вопрос весьма актуальный. А потому позвольте представить на суд читателей цикл статей о тех бизнесах, для которых дружба с SaaS — очевидная перспектива. Мы пройдемся по нескольким группам игроков:
- разработчикам;
- интеграторам;
- потребителям;
- провайдерам.
А начнем — с операторов связи.
Я, как и многие аналитики, утверждаю, что российским телекоммуникационным операторам SaaS интересен как бизнес. Конечно, оператор связи может и сам выступать в роли арендатора SaaS. Многие операторы, возможно, так и поступят. Но мы поговорим о том, что именно операторам предстоит сыграть большую роль в распространении SaaS. Почему я так в этом уверен? Об этом ниже.
Зачем оператору связи заниматься SAAS ?
Затем, что телекоммуникационные операторы и весь телекоммуникационный рынок двигаются от предоставления транспорта (голос и данные) к предоставлению сложных интегрированных услуг на стыке связи и ИТ. А это как раз и есть SaaS.
«В России, по всей видимости, именно от операторов зависит, будет ли развиваться SaaS. Но между тем в этом нет чего-то особенного – и в Америке, и в Европе все чаще операторы берут на себя задачи по продвижению программных продуктов, некоторые при этом параллельно сами развивают хостинг сайтов и хостинг ПО, некоторые заключают договора с хостерами. Ведь малый бизнес и в Америке, и в Европе, и у нас предпочитает «затавариваться» в одном месте». (Здесь и далее — цитаты из опубликованных статей, так или иначе затрагивающих тему SaaS. Прим. ред.)
Затем, что аналитики сходятся во мнении: облачные услуги в целом, и SaaS в частности, имеют значительный бизнес-потенциал. А значит, здесь потенциально будет cash. А cash — есть цель любого бизнеса.
«В развитых европейских странах и США, по словам [Николая] Прянишникова [глава Microsoft в России], продажа ПО по модели аренды обеспечивает 10-15% доходов Microsoft. В России такой статистики пока нет, но спрос на SaaS устойчиво растет: последние три года темп ежегодного увеличения держится на уровне 40%».
Затем, что телекоммуникационные операторы находятся в идеальном положении с точки зрения предоставления надежных и гибких облачных услуг. Существует насущная потребность потребителей в надежных посредниках для доступа к личным, общественным и гибридным «облакам». Такими посредниками и становятся интегрированные телекоммуникационные операторы. А понятия «интегрированный»/«интегрированные услуги», последние два года, стали одними из ключевых в словаре операторов связи.
«Бизнес-модель SaaS «идеально подходит» именно для телекоммуникационных компаний. Их абоненты все равно ежемесячно вносят платежи за связь, например за интернет, и одновременно оплачивать ПО очень удобно. Кроме того, у этих абонентов уже есть счета, через которые проводятся в том числе и расчеты за услугу SaaS».
Затем, чтобы не отстать от конкурентов, которые уже сейчас пошли в SaaS. Примеры таких компаний:
a. «Северен-Телеком» — оператор начал предоставление услуг по модели SaaS еще осенью 2009 года. На сегодняшний день «Северен-Телеком» предлагает своим клиентам в аренду всю линейку продуктов Microsoft, а также «1С Бухгалтерия»;
b. Orange Business Services - следуя тенденциям рынка и последовательно реализуя глобальную стратегию, развивает свое сотрудничество с поставщиками ПО. Уже объявленно о адаптации глобальных и разработка собственных решений в области SaaS в России;
c. «Синтерра» — вошла в тройственный союз с Microsoft и хостинг-провайдером Infobox, по продвижению SaaS;
d. Хостинг-провайдер «КОМТЕТ» — занялся локализацией популярных иностранных решений и уже подготовил по спецификациям APS несколько десятков приложений для сайтов (в том числе последние версии Joomla, LiveStreet и другие очень популярные продукты).
e. И иные, но пока еще не многие.
Что нужно для того, чтобы стать SaaS-провайдером
Чтобы стать провайдером SaaS, должны быть обеспечены следующие условия: каналы связи, лицензия на хостинг, data-центр, точка продажи услуг SaaS, само ПО, специалисты по данному ПО и, наконец, интеграционный слой к поставляемому ПО. Давайте посмотрим, как обстоит дело у телекоммуникационных операторов с необходимыми для провайдера SaaS условиями:
a. Каналы связи — это то, что есть априори. Телеком и есть каналы связи. Каналы связи — и есть телеком;
b. Лицензия на хостинг. Не скажу, что хостинг и телекоммуникационный бизнес есть синонимы. Но все же у большинства операторов услуга хостинга имеется. Хостинг близок самой сути операторского бизнеса;
c. Data-центр. Можно посмотреть пунктом выше. А можно сказать, что бизнес телекоммуникационного оператора — это всегда высокотехнологичный и ресурсоемкий (в плане вычислительных мощностей) бизнес. А потому дата-центр оператору нужен. Не всегда он свой. Особенно если мы говорим не о гигантах рынка (например, о «большое тройке»), а об операторах поменьше. Но такой бизнес-объект уже присутствует в структуре телекоммуникационных операторов;
d. Точка продажи услуг SaaS. Фактически — специализированный интернет-магазин. С этим хуже. Но, во-первых, это объект, который вполне вписывается в операторский бизнес. Во-вторых, развертывание интернет-магазина — не самая сложная задача. В-третьих, у ряда операторов есть подходящие партнеры;
e. Программное обеспечение, которое можно поставлять, как SaaS. Господа, заключайте договора! Либо напрямую с вендорами, либо с интеграторами, а то и с теми, и с другими. С одной стороны, не все решения имеют интеграторов. С другой, интегратор — это готовые отлаженные отношения со многими вендорами и провайдерами SaaS, что ценно;
f. Специалисты по поставляемому SaaS. Имеются три источника получения таковых. Первый: создание своей команды. Но лучше взять команду со стороны (источники — вендоры и интеграторы), потому что такой подход снимает с оператора необходимость самому заниматься подготовкой решений и содержанием узкопрофильных специалистов. Как следствие:
i. снижаются риски недогрузки таких специалистов;
ii. появляется возможность сосредоточиться непосредственно на продвижении сервиса SaaS и решении своих, профильных задач;
iii. наличие готовой команды, занимающейся проблемами интеграции, позволит снизить стоимость кастомизации (характерная проблема для большинства российских SaaS-вендоров). А это подталкивает процесс в сторону интеграторов, поскольку для SaaS-вендора главное — тиражирование типового решения. А кастомизация — это то, чем приходиться заниматься «в нагрузку».
g. Интеграционный слой к предоставляемому ПО. Пункт, который в России почти не представлен, но безусловно нужен, так как есть некоторый процент потенциальных клиентов, которые не готовы покупать ПО без возможности интеграции. А категории b2b это немалый процент. Разрабатывать этот слой оптимально с помощью онлайн-интеграторов. На российском рынке это OmniConnect, которым занимается Cast Iron и отечественный интегратор Software Provider.
«OmniConnect - визуальный SaaS конструктор, с помощью которого можно быстро интегрировать приложения, не зависимо от того, находятся они за фаерволом компании или в публичном облаке. С помощью OmniConnect мы можем не только помогать компаниям постепенно переходить на облачные платформы, но и делать то, что раньше было невозможно - интегрировать ИТ системы компаний-партнеров».
Раз уж мы говорим о явлении широко известном, немного подробнее поговорим о том, что такое интеграционный слой и как он может выглядеть. Собственно, это некое ПО, которое имеет готовые выходы/входы к основным системам и умеет по заданным правилам разбирать информацию и передавать ее. Если кратко, это упрощает решение проблемы присутствия и обработки данных в различных системах, дабы условное ООО «Рога и копыта» и в CDR, и в складе оставалось одним и тем же, чтобы бизнес-процесс шел не спотыкаясь о разнобой систем. Пример инструмента с огромным количеством готовых входов и выходов — как раз OmniСonnect.
Реализация интеграционного слоя для Amazon выглядит так:
Основные варианты построения интеграционного слоя (для гибридного «облака», когда только часть решений находится в «облаке», а остальное — у пользователей):
Все решения в «облаке», одном или нескольких, с внешним сервисом (в очередном «облаке») Software Provider:
Схема для «облака», когда все решения и интеграционный слой находится в одном и том же «облаке»:
Выводы
Еще два-три года, и — основными игроками рынка SaaS станут операторы связи. Особенно те, которые занимаются комплексными услугами для юридических лиц. Ну, а тем, кто не успеет «запрыгнуть в поезд», придется наверстывать упущенное.
Об авторе: Владислав Шелобаев — исполнительный директор ООО «ВенП Сервисез».
Источник www.ibusiness.ru
Каталог товаров
|
Реклама
Обзоры
Новинки
Контакты
e-mail: info@intersell.ru
e-mail: opt@intersell.ru